НАЧАЛА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ

Предварительные рассуждения

Рассматривая социальное движение в аспекте его экономического развития, можно определить сущностные основы экономических отношений и в чем принципиальное отличие человеческой жизнедеятельности от животного существования.

Традиционное мнение материалистической науки по этому вопросу - общеизвестно: таким отличием является сознательный труд. Нам же ближе видеть такое отличие в сознательной деятельности вообще: духовной, интеллектуальной, нравственно-эмоциональной, практической. Поэтому необходимо выяснить суть трудового процесса и его роль в экономическом процессе в контексте всех форм человеческой деятельности и его идеальных целей. Что вопрос этот нельзя считать верно и полно освещенным в трудах Маркса, Энгельса и других, родственных с ними, мыслителей можно увидеть хотя бы из следующего.

Ф. Энгельс, обобщая, очевидно, не только свои взгляды, но и следуя известной теории происхождения человека, говорит: "Согласно материалистическому пониманию определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.21, с.25). Но из такого "определяющего момента" совсем не вытекает необходимость появления человеческого труда как формы сознательной деятельности, но напротив для "производства и воспроизводства непосредственной жизни" (т.е. собственно биологического существования) человеку легче и эффективнее было бы, подобно Маугли или Тарзану, следовать по пути биологического совершенствования, - развития различных биологических приспособлений к изменяющейся среде, - как это и имеет место во всем животном царстве. Сознательное изготовление орудий, - одно из принципиальных отличий человека от животного, противоречит тому естественному ходу, по которому должны были бы следовать события, подчиненные логике воспроизводства жизни. Здесь мы сталкиваемся с односторонним детерминизмом (см. Единое Учение Ветхого Завета, Нового Завета и Корана; "Камень" 1, стр. 31), проявляющимся в том, что труд, а вместе с ним и сознание, выводится из механизмов биологического приспособления. Совершенно неосновательным представляется мнение, что биологическая необходимость, не найдя других, более естественных способов разрешения, вылилась в появление человеческого разума. Логичнее признать в человеке с момента его происхождения существо познающее, - не разумное, поскольку разумность есть законченное состояние, но движущееся к разумности, к главной тайне мироздания, присутствующей в человеке или с человеком постоянно, и на базе "воспроизводства непосредственной жизни" определяющей направление его интеллектуального развития. Тело есть "окно" для созерцания, биологическая сущность отражает устойчивую общность познающего с предметом чувственного познания, постоянную связь познающего с познаваемым.

Труд является формой чувственного познания (то есть познания, опирающегося на телесную природу человека), а в своей непосредственной действительности - проявлением творящей воли, - подчиненной в силу общественного характера индивидуального существования, - социальной необходимости.

Обстоятельные рассуждения не обязательные для чтения

Социальная необходимость, подчиняющая себе человеческую творящую волю, есть общественная форма чувственного мышления. Она находит свое воплощение в совокупности общественных потребностей; другими словами, совокупность общественных потребностей есть производная от суммы всех форм индивидуального чувственного мышления. Круг потребностей, - а именно их число и общественная структура, - связан с совокупностью форм индивидуального чувственного познания, и, соответственно, широта и разнообразие первого зависит от степени реализации второго; то есть чем в большей степени реализуются возможности индивидуального чувственного познания и его творящей воли, подчиненной социальной необходимости, тем больше разнообразных потребностей может быть удовлетворено.

В свою очередь, возможности творящей воли зависят от степени ее вооруженности, то есть от степени подчиненности ей природных сил, которая определяется глубиной знания и миропонимания.

Таким образом, материальное богатство общества определяется средним уровнем социального чувственного познания, выражающегося, с одной стороны в степени овладения разнообразными силами природы и разнообразием их использования, а с другой - обусловленным степенью подчиненности их социальной необходимости.

Даже обладающее огромными природными богатствами, - но лишенное способности подчинять эти богатства социальной необходимости, не знающего действительной цены этого богатства и его истинного места и назначения в связях окружающего мира, - общество можно считать более несчастным и нищим, чем, если бы оно совсем ничем не обладало.

Смысл экономического механизма заключается в обеспечении гармонии между двумя сторонами чувственного познания мира (общественных творящей воли и мышления), которое в общественно-практическом движении получает форму стоимостных (денежных) отношений. В последних осуществляется взаимодействие двух диалектических процессов, их взаимокорректировка: подчинение творящей воли, вооруженной силами природы, социальной необходимости, проявляющейся через совокупность общественных потребностей, и стимулирование появления новых потребностей, благодаря более глубокому освоению природных сил. Этим обусловлена и двоякая функция познания по отношению к экономическим процессам. Она заключается, с одной стороны, в выявлении истинной социальной необходимости, в приведении общественного сознания в соответствие с выявленной необходимостью и в воздействии на экономическую стратегию общества (это прерогатива религии, философии, социальной психологии, экологии и др.); с другой стороны - естественнонаучное участие во всех конкретных производствах, обе эти стороны взаимосвязаны и при безусловном главенстве первой должны найти и единую теоретическую платформу.

Подходим к главному

Выяснение главного содержания экономических процессов позволяет дать дефиниции тем экономическим понятиям, в которых воплощаются две стороны общественного познания.

Общественные потребности, как установлено выше, есть проявление социальной необходимости и форма общественного чувственного мышления, при этом под общественными потребностями понимается не сумма всех индивидуальных потребностей, но лишь часть, удовлетворяемая при помощи совместного производства и обмена; то есть общественные потребности представляют собой взвешенную сумму индивидуальных потребностей, которая, вследствие этого, будет иметь определенную структуру, изменяющуюся под влиянием различных факторов. Тогда, каждая потребность в момент "взвешивания", - а это есть момент определения стоимости при обмене, - будут иметь определенный вес в общей совокупности потребностей, который найдет свое отражение в цене. Такую взвешенную потребность, получившую количественное выражение в цене, назовем "потребительной стоимостью".

Потребительная стоимость есть стоимость определенная потребителем под влиянием определенной системы ценностей. Примерный механизм этого можно представить следующим образом. Предпосылкой реального определения индивидуальной структуры потребностей является определенная количественно общественно-экономическая ценность самого потребителя (или его потребительная стоимость), которая находит отражение в его денежных доходах (подчеркиваем, что это справедливо для отлаженной общественной системы); соотнося последнее с комплексом всех своих идеальных потребностей, и определив в этом комплексе место и удельный вес предлагаемого ему товара, индивидуум определяет тем самым потребительную стоимость данного товара и, в соответствии с этим, соглашается или не соглашается с его ценой.

Структура индивидуальных потребностей оказывает воздействие на структуру общественного производства, а та, в свою очередь, служит основанием для количественной экономической оценки индивидуумов и стимулируют тем совершенствование последних в интересах общественной необходимости.

В потребительной стоимости "мимолетно" отражается сам потребитель в "зеркале" социальной необходимости.

Таким образом, изменяющаяся под влиянием различных факторов структура общественных потребностей, через изменение структуры цен, регулирует общественное производство и служит причиной общественно-практического познания.

Итак, что же такое стоимость?

Чтобы раскрыть объективное содержание категории "стоимость", которая отражает экономическую связь между общественными потребностями и разнообразными силами природы, направляемыми на удовлетворение этих потребностей, необходимо объединить все используемые обществом природные силы в одном понятии, которое позволило бы рассматривать их как источник социально-экономического развития.

Наиболее общим понятием, применимым к разнообразнейшим силам природы характеризующим их способность к действию и совершению работ, имеющим различные способы количественного выражения, является понятие "Энергия". Тогда, ту часть энергии, которая в большей или меньшей степени подвергается через товарно-денежные отношения учету и распределению в общественном воспроизводстве, назовем "социальной энергией". Отсюда, стоимость есть социальная энергия, овеществленная в средствах производства и получающая посредством общественной потребительной стоимости (во время обмена) определенное количественное выражение.

Источником прибавочной стоимости служит разница между всей социальной энергией, участвующей в производстве потребительных стоимостей, и энергией, подлежащей потреблению в соответствии со структурой общественных потребностей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Зависимость между получаемой от природы энергией и возможностями удовлетворения потребностей можно проиллюстрировать на следующем примере. Для описания энергетического обмена между животным организмом и окружающей средой применяется формула энергетического баланса:

Q = Qокр.ср + Qрост + А,

где:
Q - энергия, получаемая организмом извне,
Qокр.ср - энергия, отдаваемая организмом в окружающую среду;
Qрост - энергия, необходимая для роста организма и сохранения потомства;
А - физическая работа, или физиологические затраты. организма.

Если бы человек, подобно животному, стремился только к поддержанию своего биологического существования и при этом не применял никаких орудий, то формула, очевидно, была бы справедлива и для него. Применение же даже простейших орудий приводит к нарушению баланса, а энергия, получаемая извне, будет больше, чем энергия, необходимая для восстановления всех биологических затрат; этот излишек делает возможным удовлетворение не только физиологических, но и иных потребностей. Тогда в формуле, описывающей энергетические условия социально-экономического развития, справа всегда стояла бы энергия, необходимая для удовлетворения всех потребностей, слева - стояла бы энергия, извлекаемая из окружающей среды; при этом левая часть должна была бы быть всегда больше правой.

Избыток энергии, по сравнению с тем, что необходимо для воспроизводства, добывается как экстенсивным (за счет привлечения дополнительной энергии из окружающей среды), так и интенсивным (за счет снижения энергозатрат на производство той или иной потребительной стоимости) путем. Второй путь, - путь более глубокого проникновения в возможности вещества природы, - предпочтительнее первого вследствие того, что он ведет не только к удовлетворению определенного круга потребностей, но, позволяя удовлетворять последние, одновременно минимизирует воздействие на окружающую среду, минимизирует нарушение естественного энергетического баланса.

В соответствии с этим, следует пересмотреть имевшие место представления об интенсификации производства, под которым понималось увеличение затрат (то есть их концентрация) на производство потребительной стоимости. В нормальной же экономике увеличение капитала должно в конечном итоге приводить к снижению энергетических затрат на производство потребительной стоимости (в советской экономике прошлом интенсификация понималась как увеличение затрат и приводила к бесполезной и даже вредной растрате социальной энергии).

Социальная энергия есть энергия творящей воли человека, направляемой общественной необходимостью и под воздействием социального чувственного мышления, обретающая действительные (овеществленные) формы существования.

Пройдемся немного по знаменитой формуле Маркса

Прежде чем отобразить все это в более компактной и более привычной для экономистов форме, важно сказать несколько слов о формуле кругооборота капитала трудовой теории:

Д-Т-Т''

Из этой формулы следует, что движение стоимости тождественно движению денег; первое обнаруживается через второе; увеличение стоимости Т' в процессе производства ведет к увеличению количества денег в конце каждого кругооборота; никакого другого признака, указывающего на увеличение стоимости, кроме как увеличение количества денег в конце каждого цикла, нет.

Отсюда не трудно заметить, что движение стоимости, соответствующее такой формуле, должно вести к неограниченному росту денежной массы, пополнять которую можно единственным путем - эмиссией денег. Рост же денежной массы -прямой путь к инфляции, к обесцениванию денег. Так что прирост денежной массы, которым Маркс пытается выразить прирост стоимости, на самом деле может вести к снижению стоимости денежных единиц. То есть формула Маркса не описывает реального увеличения стоимости. Строго говоря, из формулы Маркса следуе только то, что на выходе кругооборота капитала мы получаем больше денежных единиц, но не больше стоимости.

А как будет правильно?

Каким же требованиям должна отвечать формула движения стоимости? Первое - это то, что формула должна показать вспомогательную роль денег, подчеркнуть их значение как средства обращения, как средства гармонизации двух сторон социального чувственного познания. Для этого представим количество денег, обслуживающих движение стоимости, неизменным. Это, конечно, не означает того, что в реальности эмиссия денег не нужна, она необходима из-за увеличения числа производств и числа потребителей (т.е. прироста населения), нуждающихся в деньгах как средстве обращения; поэтому такую эмиссию надо рассматривать как привлечение дополнительных счетных единиц.

Второе, что необходимо учесть, как важнейший фактор рыночного механизма, направляющий движение стоимости через экономическую выгоду и определяющий целесообразность производства, - это диалектика спроса и предложения.

И третье: формула должна объяснять все остальные рыночные явления - конкуренцию, изменение цен, тенденцию ускорения обращения стоимости и др. Говоря короче, формула должна стать абстрактной схемой, объясняющей конкретные экономические процессы во всем их многообразии.

Итак, формула, отвечающая этим требованиям и опирающаяся на энергетическое определение источника стоимости, должна иметь следующий вид:

Д' - С' - С+ΔС-Д+ΔД

Здесь:
Д' - деньги, авансируемые на производство той или иной потребительной стоимости,
С' - приобретаемые на эти деньги средства производства, позволяющие использовать определенное количество природной энергии в качестве социальной. Говоря проще, С' - приобретаемая за деньги социальная энергия,
С - социальная энергия, которую необходимо направить на восстановление средств производства и рабочей силы,
ΔС - социальная энергия, не потребляемая в процессе производства, источник прибавочной стоимости,
Д - часть денег, полученная от реализации произведенных потребительным стоимостей, которая направляется восстановление средств производства (амортизацию) и на заработную плату,
ΔД - деньги, воплощающие в себе прибавочную стоимость.

Обозначая авансируемые деньги символом Д', мы подчеркиваем коренное отличие данной формулы от формулы кругооборота капитала. Если во второй приращение денег, выражающее приращение стоимости, происходит в конце кругооборота капитала, то в первой - увеличение стоимости уже содержится в авансируемых деньгах.

Поясним это, пользуясь условным числовым примером:

.

В этом примере предполагаемый предприниматель авансирует на производство 100 долларов; при этом он ориентируется, с одной стороны, на потребительский спрос, который обеспечит ему определенную цену за его товар, и с другой стороны, - на возможности производства, а именно - цены на средства производства и рабочую силу, затраты на рекламу. Примем срок оборота авансированной суммы равным одному году; саму сумму распределим следующим образом: 75 долларов - приобретение станков, срок амортизации которых составляет три года; 10 долларов - затраты на сырье и энергоносители, используемые полностью в одном цикле; 15 долларов - затраты на заработную плату. Положим, что в результате произведенной продукции, получено также 100 долларов (хотя, конечно, могло быть получено 90 или 110). Где же прибавочная стоимость? Она содержится в сумме, полученной от реализации, и равна 50 долларам. Но после первого оборота эти 50 долларов вместе с деньгами, направляемыми на возобновление производства, будут представлять собой сумму, равную авансированной, и если бы процесс производства ограничивался бы одним циклом, то такое производство никого бы не привлекло. То, что эффект получения прибавочной стоимости увеличивается от цикла к циклу, как раз и составляет секрет капиталистического производства. Чтобы наглядно в этом убедиться, приведем еще два-три цикла, продолжающих первый (см.Рисунок):

.

Отсюда видно, что однажды запущенное при помощи 100 долларов производство, для дальнейшего своего поддержания в каждом последующем цикле нуждается только в 50 долларах, а остальные 50 долларов представляют собой воплощенную в деньгах прибавочную стоимость, или овеществленную социальную энергию, которая при помощи денег может быть направлена на расширение производства, организацию нового, на научный поиск и т.д.

Соотношение потребляемой в процессе производства стоимости Д и прибавочной стоимости Д задается предложением и спросом; это соотношение должен предвидеть предприниматель, авансирующий деньги. Таким образом, авансируемые деньги уже содержат в себе идеально тот, воплощенный в деньгах, выигрыш в социальной энергии, который будет тем больше, чем, с одной стороны, дешевле и производительнее будут средства производства, энергоносители и рабочая сила, и, с другой стороны, - выше будет спрос на намеченную к производству потребительную стоимость. Это соотношение в процессе кругооборота стоимости превращается в отношение между фактической ценой реализованной продукции и ценой затрат на производство этой продукции. Высокий спрос и хорошие возможности производства привлекают в данную отрасль дополнительные вложения, в результате чего увеличивается производство, потребность сбыта ведет к расширению рынка и снижению цен, снижение цен порождает стремление предпринимателя к снижению издержек и поиску более дешевых и более производительных средств производства, а это стимулирует конкуренцию среди производителей средств производства, научный поиск повышения производительности и т.д.

Таким образом, из приведенной схемы, опирающейся на энергетическое понимание стоимости, нетрудно увидеть все следствия, воплощающиеся собственно в экономических явлениях.

Движение стоимости есть процесс познания

Еще более важно то, что схема эта раскрывает значение экономических процессов для реализации смысла общественного развития. Она показывает, что движение стоимости есть проявление социального познания; при этом, социальная энергия, - источник движения стоимости, - есть инструмент творящей воли; совокупность общественных потребностей, - причина движения стоимости, - есть проявление социального чувственного мышления, определяющего направление движения.

Движение стоимости, согласно нашей схеме, - это механизм, осуществляющий практическое освоение природы, механизм проникновения на все более глубокие уровни овладения природной энергией, все более широкого приспособления различных форм материи для воспроизводства общества.

Однако механизм, реализующий общественное познание через экономические процессы, действует до настоящего времени стихийно, без достаточно ясного его осмысления, с чем и связаны современные экологические проблемы. Новое понимание движения стоимости дает методологическую основу для совмещения экономики и экологии, для экономического регулирования экологической ситуации.

Некоторые способы глобального экономико-экологического регулирования, следующие из формулы движения стоимости, могут быть следующими: установление по международному соглашению более высоких цен на те виды энергоносителей, применение которых ведет к сильному загрязнению окружающей среды; этим будет стимулироваться поиск других энергоносителей и более экономное использование имеющихся. Контролируя цены на использование других природных ресурсов, можно ограничивать загрязнение водного бассейна, предотвращать вырубку лесов. Применению экономических мер должен предшествовать комплексный мониторинг с участием специалистов различных отраслей научного знания, который будет определять, например, параметры химического и физического фонов биосферы, диапазон допустимых изменений этих параметров; будут разрабатывать рекомендации для экономических мер и т.д.

Таким образом, экономическое регулирование экологии предполагает следующие моменты: комплексный мониторинг, международное регулирование цен на исходные элементы производства, свободное ценообразование на конечные продукты производства, налоговую политику, способствующую улучшению экологической ситуации.

Идеальная линия общественного развития должна предполагать такое развитие экономики, при котором состояние биосферы наилучшим образом соответствует биологическому существованию человека.

И действительно, поскольку чувственное познание есть познание опирающееся на нашу биологическую сущность, то и корректирующим моментом (постоянным индикатором) является эта сущность. Процесс опредмечивания (овеществления) энергии, получаемой путем нарушения естественного природного энергетического баланса в пользу удовлетворения человеческих потребностей, желаний и фантазий, не должен совершаться так безоглядно, чтобы исчез сам носитель этих прихотей.

Р. АЛБАКОВ.

Используются технологии uCoz